среда, 28 апреля 2010 г.

Формирующее и обобщающее оценивание


Сегодня важной целью оценивания в классе является совершенствование процесса обучения и развитие педагогического процесса. Оценивание – это не единичное событие, а скорее постоянный процесс, имеющий место в ходе реализации проекта. 'Текущее оценивание', включенное в процесс обучения, лежит в самом сердце обучения, основанного на проектной деятельности, и предоставляет возможность учащимся показать их знания различными способами. Оценивание становится инструментом совершенствования, а не тестированием умственных способностей или же аккумулирования фактов. Оценивание, включенное в учебную тему, позволяет учителям получать больше информации о потребностях их учеников и адаптировать процесс обучения с целью улучшения их успеваемости.

В хорошие проекты оценивание закладывается изначально. Это означает, что при разработке проекта ставятся цели выполнения стандартов и задач, определяется то, что должны знать учащиеся, а затем то, каким образом будет оцениваться понимание учащимися того или иного вопроса. Все эти факторы рассматриваются до того, как разрабатываются мероприятия по проекту. Такой подход к разработке учебного процесса помогает сосредоточиться на основных целях обучения в проекте.

Оценивание при изучении тем с помощью метода проектов должно быть спланировано таким образом, чтобы:
  • Использовались различные стратегии оценивания;
  • Оценивание проводилось в ходе всего цикла обучения;
  • Оценивалось решение наиболее важных задач при изучении учебной темы;
  • Учащиеся вовлекались в процесс оценивания.
Для того, чтобы привлечь учащихся в процесс оценивания, Вы должны предоставить учащимся следующее:
  • Информацию о четких критериях оценивания продуктов проектной деятельности (готовится заранее);
  • Руководства по выполнению качественной работы;
  • Возможность наблюдать за своим собственным прогрессом;
  • Рекомендации по составлению конструктивных отзывов в адрес своих одноклассников и учету отзывов одноклассников для улучшения своей работы;
  • Время для размышлений и совершенствования продуктов проектной деятельности.
Использование формирующего и обобщающего оценивания в классе 

В ходе изучения учебной темы учителя регулярно собирают информацию о том, что и как изучают все их ученики. Они осуществляют мониторинг обсуждений в малых группах, наблюдают за учениками, вовлеченными как в структурированную так и не в структурированную деятельность, задают вопросы в процессе работы с учениками. Такое постоянное оценивание, которое происходит до и в ходе изучения учебной темы, называется формирующим оцениванием. Учителя используют результаты данного оценивания для внесения изменений в педагогический процесс и акцентируют внимание учеников на выполнении задач проекта. Если учителя регулярно привлекают учащихся к сбору и изучению такой информации, они могут помочь ученикам стать самостоятельными и независимыми.

Обобщающее оценивание, которое проводится в конце изучения учебной темы или по завершении проекта, позволяет определить основные учебные проблемы с тем, чтобы более эффективно решать их при изучении последующих тем с другими группами учеников. Ученики могут выявить проблемные вопросы и определить цели для последующего изучения.
Формирующее и обобщающее оценивание может использоваться для достижения ряда целей. В таблице ниже указаны пять целей оценивания, а также объясняется, почему важна каждая цель. Существуют различные стратегии оценивания для достижения каждой цели. Следование им поможет учителям собирать информацию об учениках и развивать понимание учениками процесса своего собственного учения. Основным фактором стратегии эффективного оценивания является понимание следующих вопросов:
  • Почему используются различные стратегии?
  • Когда использовать такие стратегии оценивания?
  • Каким образом данные стратегии оценивания могут быть структурированы?
  • Что делать с результатами?

Цель оценивания Почему это важно?



Формирующее оценивание
Ученики имеют широкий и разнообразный опыт, способности и интересы к любой новой теме. Оценивание и понимание основного багажа знаний учеников помогает учителям сформировать процесс обучения с тем, чтобы предотвратить неправильное понимание вопросов, дифференцировать подход к учащимся на основе их имеющегося опыта.

Одна из целей образования заключается в обучении учеников, которые могут учиться сами и которые могут хорошо работать в команде с другими. Такие умения и навыки особенно важны в 21 веке - времени быстрых технологических изменений, когда умениям и навыкам необходимо обучаться и переобучаться. Оценивание навыков к самостоятельной работе и сотрудничеству помогает ученикам стать более эффективными в планировании и последующей реализации проекта без принуждения. Ученики должны быть способны работать вместе и отдельно с тем, чтобы определить и использовать большое разнообразие ресурсов и инструментов, учитывая соответствующие риски и учась на своих ошибках.

Если мониторинг прогресса учащихся привязан к определённому графику, то ученики более ответственно относятся к своему обучению. Оценивание, в результате которого вырабатываются полезные отзывы и комментарии, указывает ученикам на их слабые стороны, и подтверждает их сильные стороны и успехи.

Исследования показывают, что ценность метапознания учеников или размышление о своём мышлении является наиболее эффективным методом улучшения процесса обучения. Когда ученики думают о своем мышлении, они лучше подготовлены к принятию и обобщению нового изученного материала в других контекстах. В зависимости от того, как они структурированы, те же самые методы оценивания могут помочь учителям проверить понимание учеников, и могут помочь ученикам думать о своем собственном мышлении.



Обобщающее оценивание

Предоставление ученикам возможности продемонстрировать их понимание, умения и навыки поможет им показать свою способность решать проблемы представлять идеи, свои разработки, применять на практике изученное и учиться друг у друга. Демонстрация понимания и навыков также позволяет ученикам давать отзывы своим одноклассникам и самостоятельно проводить самооценку собственных сильных и слабых сторон.


blog comments powered by Disqus